Сегодня мы празднуем память преподобного Саввы Сторожевского.
В селе Дмитровском святой почитается особо, поскольку некогда наше Подворье было местом остановки царей и патриархов на паломническом пути из Москвы в Звенигород к мощам преподобного. Над Никольским приделом древнего храма Подворья до сих пор сохраняется патриаршая келья с русской печью, отреставрированная и ставшая недавно доступной для экскурсионного посещения.
«Наш храм не закрывался даже в советское время, оставаясь десятилетиями единственным очагом духовной жизни на всю округу. Патриаршие и царские палаты былых времён не сохранились, будучи утеряны в XIX веке, но мы храним память о славной истории этого места, обязанного своим бытием проходившему через Дмитровское паломничеству из Первопрестольной Москвы к преподобному Савве в его обитель в Звенигороде», — настоятель Подворья игумен Петр (Еремеев).
Святой Савва Сторожевский — преподобный Русской Православной Церкви, основатель и первый игумен Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Звенигородский чудотворец. Преподобный Савва — один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец. Является одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.
Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого святого Сергия, а после кончины преподобного (1392) был некоторое время игуменом Троицкого монастыря. Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына Юрия Звенигородского. По новым сведениям, первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению святого Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича.
По летописям, в 1395 году преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы.
Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396-1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом шло строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где до сих пор находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском. Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть — «звенигородском») стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению преподобного Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский».
Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.
«Спас» из Звенигородского полуфигурного деисусного чина. Андрей Рублев. 1410-е годы. Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16) декабря декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года.
Особое значение Саввино-Сторожевскому монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 (29) января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней.