Заповеди блаженства

Девять заповедей блаженства – это девять ступеней, по которым человек должен пройти, чтобы стать нравственно совершенным.  От низшего – к более высшему, от легкого – к более трудному. Рассмотрим их подробнее.

1431024161_1_83b43_5be54e5e_xl
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Как удивительно: чтобы войти в Царство Божие нужно стать нищим! Очевидно, что эта нищета не имеет никакого отношения к обычной нищете. Нищий духом признаёт себя полностью зависимым от своего Творца. Он понимает, что всё доброе, что в нём есть, дал ему Бог. Да и всем этим добрым он правильно распоряжаться не умеет, и постоянно согрешает. Кто сознаёт себя нищим духом не гордится, не превозносится над другими людьми. Он надеется только на милость Божию. В результате он утверждается в мысли о том, что главное в жизни – это Господь Бог.
Итак, первый шаг на пути в Царство Небесное – это сознание своего несовершенства, понимание того, что без Божьего участия нам туда не попасть. Нищета духовная противостоит гордости, самомнению, ложной уверенности в своём превосходстве над другими. На основе нищеты духа в христианине зарождается особое состояние души – смирение.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Не всякий плач даёт утешение. «Плачет бессильная злоба; плачет униженная гордость; плачет не удовлетворяемая суетность; плачет оскорбленное самолюбие… и мало ли бывает суетных слез?» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
О чём же надо плакать, чтобы обрести блаженство? Люди, сознающие свою духовную нищету, сожалеют о своей немощи в делании добрых дел. Это сожаление приводит их к плачу о своём нравственном состоянии. Плачущие раскаиваются в своих грехах и стремятся решительно исправить свою жизнь. Такая решимость не позволяет впасть в уныние. Плачущие утешатся тем, что их грехи будут прощены, и это откроет им дверь в Царство Небесное.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Сознание своих собственных недостатков и сердечное сокрушение о них приводит человека к пониманию того, что и у других людей также могут быть недостатки, и что к ним надо относиться снисходительно. Человека, который ко всем относится спокойно, ничем не раздражается, не возмущается, не отвечает злом за зло, называют кротким.
Пример кротости мы видим в первую очередь в личности Иисуса Христа. Хотя земная жизнь Спасителя и протекала среди постоянной борьбы, она всегда была исполнена мира и спокойствия. Обращаясь к нам, Он говорит: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

Первые ступеньки, которые ведут к блаженствам, ожидающим нас в Царствии Небесном, – это духовная нищета (или сознание своей зависимости от Бога), плач о своих грехах, кротость, желание спасения своей души, милосердие. Что же дальше?
Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.

В результате труда над самим собой человек может обрести такое состояние души (или сердца), которое свободно от злых мыслей, желаний и намерений. Таких людей называют чистыми сердцем. Душевное настроение чистых сердцем позволяет им почувствовать свою близость к Богу. Это чувство настолько ясное, что его можно сравнить с видением своими глазами.

Увидеть Бога – значит познать Его, понять, каков Он. Уже здесь, на земле, чистые сердцем познают Бога в Его творении, в красоте и гармонии окружающего мира. Они познают Его в словах Священного Писания. Наконец, они познают Его в молитвах и Церковных Таинствах. Уже здесь чистые сердцем живут как бы в постоянном присутствии Божием. И от этого они испытываю истинное блаженство. Ну а будущей жизни они увидят Его «лицом к лицу» (1 Кор. 13, 12), как когда-то Адам в раю.

Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими.
Чистые сердцем стремятся подражать Божиему человеколюбию. Поэтому, когда в отношениях между людьми появляется вражда, они стремятся восстановить мир. Такие люди и сами стараются со всеми жить в мире, и других стараются умиротворять. Миротворцы будут названы сынами Божиими, потому что в этом они похожи на Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю для примирения падшего человечества с Богом. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5, 1). Кроме Христа нет другого источника мира.

Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Настоящий миротворец стремится к тому, чтобы в отношениях между людьми господствовала правда Божия. Любовь к этой правде приводит человека к готовности мужественно стоять за неё и даже претерпевать гонения. Господь Иисус Христос не скрывает от Своих последователей предстоящих испытаний. И как бы взамен того, чего эти люди лишаются на земле, им обещано Царство Небесное.

Священник Андрей Мекрюков

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
Vkontakte
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в print
Напечатать