Собор святителя Петра

aQOpSUZjPIEПо повелению Ивана III архитектор Алевиз Фрязин возвел в 1514 году в монастыре первый каменный собор Петра Митрополита. Это достаточно редкий по форме и объемно-планировочному решению памятник архитектуры. Здание представляет собой столпообразный центричный храм, сложенный из красного кирпича высотой 23 метра. Собор одноэтажный, двухъярусный. Первый ярус представляет в плане октаконх, четыре больших полукружия которого ориентированы по сторонам света. Над октаконхом возвышается восьмерик, покрытый черепичной шлемовидной кровлей. Нижний ярус также покрыт черепицей, форма покрытия – конховая. Здание было окружено круглой в плане галерей на арках без сводов, к дверям вели белокаменные ступени невысоких лестниц.

Архимандрит Григорий пишет: «В 1505 году великий князь Василий Иоаннович в честь московского святителя и чудотворца «со многим желанием и верою» повелел заложить в монастыре каменную церковь во имя святителя Петра» (Высокопетровский мужской второклассный монастырь в Москве. М, 1899. С. 6). Во второй Софийской и Воскресенской летописях под 1514 годом значится: «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всеа Руси с многы желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве:… да за Неглимною церковь святый Петр Чудовторец митрополит всеа Руси… а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…» (ПСРЛ. т.6. с. 254. т. 8. с. 254).

Нет ни малейших сомнений в том, что постройкой первых каменных церквей, в том числе и Петровского собора, руководил выдающийся итальянский зодчий Алевиз Фрязин, работавший в то время в России. Бори Дедушенко предполагал, что новый кирпичный собор был построен на месте первоначального деревянного храма (Борис Дедушенко. К истории ансамбля московского Высоко-Петровского монастыря // Древнерусское искусство. М, 1964. С. 257). Первые каменные стены появились в монастыре спустя более чем столетие. Собор стал центром парадного двора и всего монастыря в целом.

Считалось, что до нашего времени сохранился поздний собор, построенный в конце XVII века и что именно на его освящении присутствовал Петр. Однако кропотливые натурные исследования 1979 года, проведенные Борисом Дедушенко однозначно доказали, что до настоящего времени сохранился первоначальный собор, построенный зодчим Алевизом Фрязиным в 1514 году.

В 1689-90 годах собор был отремонтирован и заново освящен в присутствии Петра I. Одновременно с этим ремонто была постоена и белокаменная галерея-паперть вокруг храма. 8 мая 1690 года «цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич…» были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита (Строев П.М. Дворцовые разряды. Спб. 1865. т. 4). Это событие имело глубокие политические подтексты. Собор Петра митрополита – первый каменный монастырский храм, который является памятником укрепления московской государственности и превращения Москвы в центр православия. Кстати, Церковь во имя Боголюбской богоматери также символизировала собой несправедливость притязаний на власть царевны Софьи (Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования православных монастырей Российской империи. Спб. 1892. С. 11). Собор Петра Митрополита также символизировал победу Петра, венчанного на царство вместе с Иваном. После нового стрелецкого мятежа 1689 года, после бегства Петра в Троицкую лавру, последующей его победы над Софьей и заключения ее в монастырь, Петра I считал своим долгом «отблагодарить своего святого покровителя Петра Митрополита и тем самым указать подданным на свои законные права на трон. Так что ремонт и торжественное освящение Собора Петра митрополита были более чем многозначительны. (Зверинский. С. 111). Собор стал памятником победы Петра I в борьбе дворцовых группировок за власть.

Уже после освящения, к 1691 году были закончены работы над иконостасом и внутренним убранством Собора Петра Митрополита. Первые упоминания о новом иконостасте относятся еще к 1687-1688 годам: «…Климу Михайлову с товарищи» поручено «делать в церкви верховных апостол Петра и Павла, что у Петровских ворот» иконостас. Работы по изготовлению иконостаса проводились до начала 1691 года.

В 1713-1714 годах кровля собора была заменена на жестяную и первоначальные узкие окна были растесаны в грубые широкие квадратные проемы.

В 1720-1730 годах наружние стены октаконха собора были расписаны. В 1736 году были росписаны и стены восьмерика.

В 1735 году «от большой бури» была повреждена позолоченная кровля восьмерика собора (ЦГАДА. Д. 63. Л. 4).

После разорения, которое учиниле в соборе французы во время войны 1812 года, собор был отремонтирован и в 1813 году вновь освящен.

Во второй половине XVIII — первой половине XIX века круглая паперть Собора Петра Митрополита была постепенно засыпана землей.

В начале ХХ века ранее позолоченная крыша собора была грубо выкрашена масляной краской.

Капитальные ремонты собора не предпринимались в XIX веке, вычинивалась лишь крыша.

В ХХ веке не проводилось даже косметического ремонта. После упразднения монастыря в 1919 году здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом. Здание собора к концу 1940-х гг. окончательно пришло в ветхое состояние.

Первый этап реставрации 1954-1957 гг. состоял в вычинке кирпичной кладки стен и ремонте железной кровли.

Полномасштабные реставрационные работы по восстановлению Собора Петра Митрополита были начаты Борисом Дедушенко в 1979 году во время второго этапа реставрации монастыря. С 1979 года началась собственно реставрация памятника: восстановлены первоначальные оконные проемы 1514 года, расчищен пол до отметки XVI века, восстановлена черепичная крыша.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
Vkontakte
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в print
Напечатать